Сегодня, благодаря массовому распространению компьютеров и удешевлению доступа к интернету, переживают подъем неамериканские и неанглоязычные сегменты Всемирной паутины. Доля пользователей из США, составлявшая когда-то свыше 90%, сегодня сократилась менее чем до четверти, в то время как количество неанглоязычных пользователей интернета неуклонно растет. Первое место по масштабам увеличения численности пользователей занимает Азиатско-Тихоокеанский регион, но и русскоязычный интернет развивается высокими темпами.
"Яндекс"
На сегодняшний день самой популярной русскоязычной поисковой системой является "Яндекс". Регистрация на нем проводится по адресу http://yandex.ru/addurl.html. У "Яндекса" достаточно быстрый поисковый робот, благодаря чему регистрируемая страница появится в результатах поиска в течение двух-четырех часов. Но это значит лишь то, что страница прошла первичную индексацию. После полной индексации, если поисковый робот сочтет ее за спам, она может исчезнуть. Поэтому положение веб-страницы в результатах поиска нужно отслеживать до полной индексации. Кроме того, список результатов может меняться в зависимости от загруженности серверов, поскольку база данных "Яндекса" имеет кластерную структуру и разнесена на несколько серверов.
"Яндекс" любит документы средних размеров, насыщенные текстом (статьи и т.п.). Повторять ключевые слова следует умеренно. Их можно писать и в описании "ALT", но вес слов в этом теге ниже. Хорошо индексируются страницы, созданные скриптами .cgi, .php. Это касается гостевых книг, форумов и т.п. Для индексации остальных (кроме главной) страниц сайта требуется примерно две недели.
Ключевые слова в метатегах "keywords" и "description" не особенно помогают достигать хороших позиций. Здесь стоит употреблять слова, которые встретятся в тексте страницы.
Однако метатег "description" используется и для выдачи описания страницы в результатах поиска. Это нужно учитывать при его составлении, так как по этому описанию пользователь будет принимать решение. Метатеги "revisit-after" и "content" не поддерживаются. Важно разместить ключевые слова в теге "title", заголовках (h1-h6), содержании страницы, "ALT"-тегах.
Для определения релевантности "Яндекс" использует ВИЦ - взвешенный индекс цитирования (Page Rank). Обычный индекс цитирования (Link Popularity) используется только при сортировке сайтов в каталоге "Яндекса". Влияние на положение в результатах поиска оказывает ВИЦ.
"Рамблер"
Следующая по популярности поисковая система в Рунете - "Рамблер". По оценкам SpyLog, "Рамблер" обрабатывает около 20% всех поисковых запросов Рунета. На "Рамблере" реализована "умная" система, которая позволяет учитывать в результатах поиска синонимы ключевых слов. Еще одной умной функцией этой системы является выдача контекстной рекламы не только по конкретным ключевым словам, но и по близким к ним по смыслу фразам.
Регистрационная анкета находится по адресу http://www.rambler.ru/doc/add_site_form.shtml. "Рамблер" не позволяет регистрировать сайт в доменах .com, .net, или .org. Если все же содержание сайта из этих зон имеет отношение к русскоязычному интернету, то нужно отослать на search.support@rambler-co.ru письмо с просьбой проиндексировать сайт.
В отличие от других поисковиков "Рамблер" умеет извлекать гиперссылки из объектов Macromedia Flash. Если сайт имеет заставку или навигационные панели, выполненные c использованием этой технологии, "Рамблер" обработает их, найдет адреса всех страниц сайта и проиндексирует весь сайт. Однако сами тексты flash-объектов не индексируются. Для сайтов, которые целиком состоят из flash-объектов, рекомендуется создать HTML-копию и зарегистрировать ее в поисковой машине.
Роботы "Рамблера" игнорируют все метатеги, кроме "meta name="robots"...". Комментарии в документе роботы "Рамблера" тоже не сканируют. Обратите внимание на заголовки и выделения в документе. Базовые понятия и ключевые для данного сайта слова целесообразно включать в следующие HTML-теги (в порядке значимости): "title", "h1"..."h4", "b", "strong", "u".
Роботы "Рамблера" справляются и с конструкциями фреймов. Максимальный размер документа для роботов составляет 200 Кбайт. Документы большего размера усекаются до указанной величины.
"Апорт"
Следующая по популярности в Рунете - поисковая машина "Апорт". Регистрация сайта в "Апорте" производится со страницы http://www.aport.ru/addurl.asp. В поисковую систему "Апорт" следует добавлять русскоязычные сайты, а также сайты, имеющие непосредственное отношение к российскому интернету. В случае отказа в автоматической регистрации сайта можно обратиться с просьбой о добавлении сайта по email: addurl-nr@название.зона.
С момента добавления сайта в "Апорт" до момента его появления в поисковой базе проходит от двух-трех дней до двух недель.
При просмотре содержимого сервера для индексирования "Апорт" обязательно проверяет файл ROBOTS.TXT. Его можно использовать для ограничения "деятельности" "Апорта" на своем сервере. Динамические документы, в адресах которых встречается символ "?", "Апорт" по умолчанию не индексирует.
Для документов HTML, кроме основного текста документа, индексируются также: заголовок документа "TITLE", ключевые слова "KEYWORDS", описания страниц "DESCRIPTION" и подписи к картинкам "ALT". Кроме того, "Апорт" индексирует как принадлежащие документу гиперссылки, так и текст гиперссылок на этот документ с других страниц, находящихся как внутри сайта, так и за его пределами.
"Апорт" предлагает несколько вариантов адресной рекламы, однако они не позволяют купить более высокое место для своего сайта в результатах поиска.
Ключевые слова "KEYWORDS" не имеют определяющего значения при определении релевантности документа. Но разумное использование этого тега рекомендуется.
В отличие от многих других поисковых систем, "Апорт" не применяет каких-либо специальных санкций к сайтам, пытающимся обмануть поисковую систему с помощью спама, однако добиться подобным способом желаемого результата не удастся. Поэтому не стоит писать невидимые тексты, вбивать сотни ключевых слов, не имеющих никакого отношения к содержанию документа и т.д.
Вот перечень основных критериев, которые "Апорт" учитывает при сортировке сайтов: густота ключевых слов, расстояние между ключевыми словами в тексте документа, место, где встречаются поисковые слова (заголовок, описание, метатег и т.п.), внешний вид шрифта, которым набраны ключевые слова (размер, жирность, цвет), количество ссылок из интернета на данный документ, использование ключевого слова в тексте ссылок из интернета на данный документ. Окончательный процент соответствия документа запросу строится как некая функция от всех этих показателей.
Google
Конечно, нельзя оставить без внимания Google.com.ru (Google на русском). Несмотря на то что Google все еще отстает от русских поисковых машин по количеству пользователей, он становится все более и более популярным. Некоторые опросы дают для него 3-9% поискового трафика в Рунете, но большинство аналитиков полагает, что доля Google в поиске русских сайтов составляет не менее 10%. Google применяет общие правила индексирования к любому веб-содержанию, независимо от того, принадлежит доменное имя Рунету или нет. Это большое преимущество перед русскими конкурентами, которые не так дружелюбны к веб-сайтам с доменным именем типа yoursite.com, yoursite.org и т.д. и требуют от них подавать заявки на включение по электронной почте. Однако Google, скорее всего, не будет иметь существенных претензий на лидерство в Рунете, пока не усовершенствует свой алгоритм на основе морфологии русского языка.
КАТАЛОГИ
Мы охарактеризовали далеко не все поисковики Рунета, а только самые главные из них. Теперь рассмотрим популярные веб-каталоги. Есть существенные различия между каталогами и поисковыми серверами. Если поисковые машины принимают почти любые сайты, то каталоги, как правило, предъявляют требования к качеству и содержанию сайта. Так что перед тем, как регистрировать свой сайт в каталогах, убедитесь, что он качественно оптимизирован. Обычно в каталогах регистрируют только главную страницу сайта (еще одно отличие от поисковиков).
Зарегистрироваться достаточно легко. Чтобы найти тот раздел, который максимально подходит для темы вашего сайта, введите в строку поиска ключевое слово по своей теме, и вы получите список сайтов с указанием раздела.
Итак, главные каталоги Рунета.
"Яндекс"
Каталог "Яндекса" предлагает поиск сайтов не только по теме, но и по другим признакам: региону, источнику и адресату информации, сектору экономики и т.д. Он использует уникальный фасетный принцип построения каталога. Сайты регистрируются бесплатно, но процесс может занять несколько месяцев. Чтобы попасть в списки каталога в течение трех рабочих дней, коммерческий или некоммерческий сайт должен заплатить соответственно 249 или 49 долл. плюс НДС.
Один из самых популярных проектов "Яндекса" - служба бесплатного хостинга и мастерская для создания сайтов Народ.Ру. С помощью предлагаемых инструментов любой человек, совершенно незнакомый с языками разметки, может легко создать свое представительство в вебе за 60 секунд.
"Рамблер"
Каталог "Рамблера" имеет две рейтинговые системы. Первая, Rambler's Top 100 - это самый популярный рейтинг русскоязычных сайтов. Он действительно является очень хорошим генератором трафика, но только если сайт попадет на первую страницу в популярной категории. Если сайт имеет несколько крупных разделов, то имеет смысл регистрировать их отдельно. Сайты, попадающие сразу в две и более категорий, сначала лучше зарегистрироваться в той, где на первую страницу можно попасть при меньшем количестве посетителей.
Если суммарная посещаемость ресурса (с момента регистрации счетчика) достигла некоторого порога, то результаты поиска по Топ 100 подмешиваются в основной поиск. Попасть на первые позиции в "Рамблере" легче всего именно таким способом. Главное - иметь хорошую посещаемость.
Вторая рейтинговая система каталога "Рамблера" - Rambler's TopShop. TopShop основан на технологии рейтинга Rambler's Top100, но это отдельный и независимый сервис. Rambler's TopShop предназначен только для интернет-магазинов, то есть сайтов, на которых выставлены предложения товаров или услуг, а также предусмотрена возможность заказа товара или услуги в онлайне или по электронной почте. Владельцы интернет-магазинов могут разместить ссылку на свой магазин в любом из разделов или подразделов рубрикатора Rambler's TopShop - при условии, что этот раздел (подраздел) соответствует "профилю" магазина. На каждой странице интернет-магазина может быть установлен только один счетчик, и она может быть зарегистрирована только в одном разделе (подразделе). Однако владельцы магазина могут поставить счетчики на нескольких его страницах (например, представляющих разные товары) и зарегистрировать их в разных разделах.
KM.ru
Следует также отметить интересный интернет-проект KM.ru, разработанный компанией "Кирилл и Мефодий". Этот портал известен в Рунете как справочно-энциклопедический ресурс, предложивший пользователям интернета электронную версию энциклопедий "Кирилла и Мефодия" (MEGABOOK.ru).
Сегодня KM.ru - это универсальный интернет-портал, предоставляющий своим пользователям всевозможные сервисы: почту, поиск по интернет-ресурсам; каталог, рейтинг, открытки, а также возможность размещения личной информации, участия в розыгрыше призов, обсуждения актуальных тем (в том числе - с известными людьми политики и шоу-бизнеса) и многое другое. Мультипортал КМ.ru включает в себя разнообразные тематические порталы, которые охватывают самые разные сферы человеческих интересов (бизнес, автомобили, компьютеры, здоровье, спорт, туризм, образование, работа, литература, искусство, музыка, кино, досуг и многие другие). Ежедневно KM.ru посещает более 70 тысяч человек. Добавить ресурс можно по адресу http://search.km.ru/index.asp.
Mail.ru
И еще один каталог - Mail.ru (бывший List.ru), один из самых известных в Рунете (благодаря очень популярной бесплатной почтовой службе). В Mail.ru входит портал Mail.ru, популярный аукцион Molotok.ru, интернет-магазин Torg.ru и другие проекты. В начале 2004 года была закончена интеграция каталога Mail.ru в поисковую систему http://go.mail.ru/. Теперь вместе с результатами поисковых запросов пользователи будут получать ссылки на разделы каталога, в которых зарегистрированы найденные сайты.
* * *
Теперь, когда мы рассмотрели основные поисковые средства Рунета, возникает логичный вопрос: "Какой поисковик или каталог лучше?". Любого, кто занимается раскруткой и рекламой сайта, поисковые системы интересуют как источники посетителей. Следовательно, лучше всего та поисковая система, которая дает больше посетителей. А чтобы ваш сайт привлекал целевой трафик, он должен быть качественно оптимизирован. Придется поработать над ключевыми словами, метатегами, усовершенствовать содержание, структуру сайта и многое другое.
Для достижения оптимального результата лучше всего воспользоваться программами по оптимизации и регистрации. Я уже писал о программах, которые помогают оптимизировать сайт и зарегистрировать его в базах данных поисковых машин. В интернете можно найти массу таких автоматических помощников, но на сегодняшний день только один из них поддерживает кириллицу и разработан специально для Рунета: PagePromoter. Такая программа позволяет автоматизировать процессы регистрации, проверки положения сайта в поисковых системах, а также другие задачи по оптимизации сайта. Это особенно удобно, когда раскручиваешь несколько сайтов.
Анализируйте также конкурентов, у которых более высокие позиции в поисковых системах. Учитесь у них, перенимая их методы. И не забывайте постоянно следить за изменениями и новшествами поисковых машин.
|