Мой отец был полупрофессиональным художником (Sunday painter), книжки с его иллюстрациями сыграли для меня в детстве формирующую роль. Как и многие другие дети, я зачаровывался эффектностью. Я забывал все вокруг, глядя как старательно вырисовываются сражающиеся гладиаторы, живописные деревеньки, древнеримские руины в свете восходящего солнца. Я считал, что искусство - это "умение хорошо рисовать". Чем старательнее вырисованы детали, чем скрупулезнее выписаны листья на деревьях, тем лучше художник - так оценивал я по своей детской неопытной шкале. Позднее, я открыл для себя комиксы. А еще чуть позже, музеи. Максфилд Парриш (Maxfield Parrish) вызвал у меня головную боль, и привел меня к мысли, что я никогда не стану художником. Пауль Клее (Paul Klee) по моей оценке был "плохим художником", так как "не умел рисовать". Энди Уорхол (Andy Warhol) вообще хитрил, так как в своей работе прибегал к помощникам.
Сегодня я не претендую на понимание искусства, но я точно знаю, что мои ранние представления имели мало общего с природой искусства, а лишь опирались на чисто визуальные ощущения. Для меня искусство было зрелищем, таким же как Диснейленд или цирк. Но ведь только накатавшись на каруселях до головокружения, и объевшись сахарной ватой до тошноты, начнешь понимать реальную суть вещей. От ощущений я перешел к стилю. Человек-паук Стива Дитко (Steve Ditko). Обложки альбомов рок-, потом соул-, а потом панк-групп. Я помешался на Стиле. Я не мог отличить плохое от хорошего, зато точно знал, что круто, а что - нет.
Многие молодые Web-дизайнеры - а возраст большинства Web-дизайнеров, что скрывать, не превышает 30 лет - смотрят на свои таланты так же, как я смотрел на поп-культуру. Либо это круто, либо это мусор. Они ошибочно принимают Стиль за Дизайн, в то время как это две совершенно разные вещи. Дизайн обеспечивает общение на всех уровнях. Он говорит вам, где вы находитесь, подсказывает вам, что вы можете сделать, и помогает вам это сделать. Стиль же тавтологичен по природе; он свидетельствует об отсутствии стиля. В визуальном смысле, стиль - один из аспектов дизайна; в коммерческом смысле, стиль может служить средством передачи фирменных отличий.
Но в то же время он может выдать презрение дизайнера к самому предмету своей работы. "Так, вот тут страница выглядит скучновато, добавим парочку линий, а тут меню, что бы знали, что я могу придумать что то и получше, чем написано в задании". На этом уровне стиль выступает как специфический жаргон, принятый в тусовке, но мало понятный посетителю сайта и не имеющий отношения к назначению самого сайта. Естественно такой стилистический подход может только повредить цели создания сайта. Вот тут-то и появляются специалисты по пользовательскому интерфейсу и утверждают, что сайт потерпел неудачу из-за падкости на крутой стиль.
Дизайнеры, для которых Стиль - важнее всего, могут преуспеть лишь в случае, когда жизнь позволяет им роскошь выбирать заказы, к которым подходят их стилевые вкусы. Большинство web-дизайнеров не имеют такого счастья. Но это не останавливает их от искушения применить стилистические изыски ведущих дизайнеров к тем проектам, над которыми им приходится работать. Вот так и появляются на свет сайты электронной коммерции похожие на крутую кислотную дискотеку, информационные сайты разукрашенные порой ослепительно красивыми, но чаще всего просто сбивающими с толку и неуместными заставками.
Раньше Web был скучен как телефонная книга. Теперь же он похож на галерею дизайна. По сути, он похож на галерею работ 20 хорошо известных дизайнеров, чьи стили копируются раз за разом молодыми дизайнерами, считающими себя их учениками. Для них уже стерлась грань между графическим и информационным дизайном. Так же как и грань между реальным стилем, вытекающим из сути проекта, и производным винегретом, который в большинстве проектов выглядит просто нелепо.
Когда Стиль возводится в ранг фетиша, сайт начинает отпугивать посетителей, доставляет неприятности пользователям и компаниям, которые платят деньги за такие сайты. Когда дизайнеры в самом начале своей работы не задаются вопросом, кто будет посетителем сайта, что и для чего они будут на нем делать, тогда на свет рождаются бессмысленные конфетки, из-за которых слово "красота" теряет положительную окраску - по крайней мере в определенных кругах.
Все дело в том, что мы живем в обществе, где властвует поверхность (и где страшатся заглянуть под поверхность). В культуре потребления, когда мы готовы выложить 200 долларов за теннисные туфли потому, что они круто выглядят, а песни Джефа Бека используются в рекламе, самыми главными товарами являются блестки и мишура.
В течение последнего года работа во Flash стала синонимом web-дизайна. Если ваша страница не поет и не пляшет, значит она не достаточно хороша - а уж не крута, так это точно. Во Flash (SWF) создаются великолепные работы, и они получают должное признание на различных конкурсах - в особенности на традиционных конкурсах высокого ранга, где "цифровые клипы" предшествуют многомиллионным телевизионным рекламным роликам. Судьи на таких конкурсах ожидают увидеть в тв-рекламе яркую идею и профессиональную работу, предъявляя к ним требования более высокие, чем к обычным коммерческим фильмам. Не удивительно, что они ожидают такого же сногсшибательного эффекта и от web-сайтов.
Громоздкие, вычурные эксперименты с DHTML и Flash будут получать призовые премии до тех пор, пока судьи будут продолжать смотреть на них в самых новейших броузерах на широких экранах своих Mac G4 или PC Pentium, подключенных к Интернету по скоростным линиям T1. И естественно, они будут получать призы, если только они их достойны по качеству дизайна и программирования. Здесь речь не о плохом дизайне. Мы говорим о самом качественном дизайне - но о дизайне лишь определенного типа.
Большинство моих коллег делает такие сайты. У меня челюсть отваливается, когда они мне показывают свои работы, и я только радуюсь за них, когда они возвращаются домой с заслуженными призами. Но в то же время я испытываю беспокойство.
Я беспокоюсь потому, что такой тип дизайна, приемлемый в определенных ситуациях и неприемлемый во многих других, является единственным, получающим признание. Вот почему именно этот тип дизайна молодые дизайнеры старательно имитируют не только на своих персональных страницах (что прекрасно), но и в коммерческих проектах, где такой дизайн приносит вред.
Я беспокоюсь потому, что молодые дизайнеры, путающие стиль с дизайном, учатся копировать приемы и стилистические изыски своих кумиров, но забывают о приемах передачи информации, присущих Web. Спецэффект "замедленной пули" прекрасен для "Матрицы", но не для документального фильма. А так как по большей мере Web-дизайн - это информационный дизайн (или во всяком случае это так подразумевается), прививка графических стилистических наворотов к информационным сайтам не идет на пользу всему Web-у, более того - Web от этого становится еще более сложным и запутанным.
Я беспокоюсь потому, что есть дизайнеры, которые не стремятся создать свой собственный индивидуальный стиль, не говоря уже о том, чтобы создать стиль специально для конкретного проекта. Потому что люди, набирающие дизайнеров на работу, не обладают достаточным критическим подходом, и привлекают тех, чье портфолио демонстрирует владение "крутыми" эффектами, к проектам, где их эквилибристика будет выглядеть просто жалко. ("Да с вашим талантом мы всех поставим на уши"). Потому что со временем традиционные дизайнеры, которые действительно понимают, что такое фирменный стиль и информационный дизайн, и которые действительно понимают разницу между Стилем и Дизайном, придут на этот рынок и вытеснят тех немногих молодых дизайнеров, которые так и не смогли понять суть ремесла, которым они занимаются.
Я беспокоюсь за Web, потому что слишком мало дизайнеров работает в той широкой нише, что расположена между сайтами-конфетками и сайтами-скелетами, то есть там, где и должен развиваться Web. И все меньше и меньше остается стимулов для web-дизайнеров оставаться в этой нише. Ведь несмотря на то, что их работа нравится web-пользователям, она не получает абсолютно никакого признания со стороны клиентов, разве что в виде оплаты за работу. ("Господи, сайт загрузился так быстро и прекрасно работал даже в IE3, что установлен на старушке Dell моего папы". Вы когда-нибудь слышали, чтобы члены жюри всяческих web-конкурсов такое говорили? Я тоже нет).
Но больше всего, я беспокоюсь за пользователей Web. Потому что по прошествии шести лет после начала коммерческого освоения Web, они по-прежнему испытывают трудности при попытке найти что-либо, они по-прежнему задаются проклятым вопросом, почему так трудно читать текст на Web-страницах - а ведь большую часть времени в Web они проводят именно за этими занятиями.
До тех пор, пока наше общество ценит Стиль выше Дизайна, поверхность выше сути, ситуация не улучшится. Удивительно, но практически так же я думаю каждые четыре года, когда наступает время идти на избирательный участок.
|